Да какой вы русский! Вас сделали тут какими-то неполноценными и за всё виноватыми. И вы даже не сопротивляетесь и рассказываете, что всё это вам самим очень даже нравится. Националисты шаг за шагом делают своё дело, а вы им всё время уступаете и всё сдаёте. Даже когда отбирают самое ценное. Помните, как в нацистских концлагерях - длинные очереди в газовые печи. Сломленные люди, не протестуя и без эмоций, стояли и обреченно дожидались своего последнего часа. А из трубы валил тяжелый черный дым. Вас сломали, а вы не поняли!
- Понимаешь, - начал Карпуха, затягиваясь «Примой», - дело ведь не в том, что один человек любит Родину, а другой нет. «Как любить Родину» такой «Кама-Сутры» еще не написали и не напишут – сердце оно не знает поз. Тут проблема в том, что националист в другом человеке не видит такую же личность. И это вообще главная беда людей.
После Великой Этнической Революции, когда наступила Эра Чистоты, мы были уверены, что начнётся полный расцвет во всех областях жизни. Но, к сожалению, многого мы не знали. Выяснилось, что новый этап нашей вековой борьбы за Подлинную Украину связан с ещё большими трудностями. Да, мы освободились от иностранцев, но вдруг оказалось, что внутри самих украинцев есть некая тайная болезнь, некая порча, которая не позволяет развернуться национальному гению. Это была своего рода бацилла. Попадая в организм, она вызывала тоску по прошлому, желание читать чуждых нам писателей, какого-нибудь Батюшкова или Грибоедова, и вообще тянуться к тому, что для нас губительно.
Популярность обезьянок в народе растёт катастрофически! Уже многие жители столицы на митингах партии «Фронт Горилл на Свободе» заявляют, что чувствуют в себе духовное родство с приматами. Ощущают в себе признаки шимпанзе, которые прежде угнетала чуждая культура. И ещё говорят, что им давно по столичным каштанам прыгать хотелось с ветки на ветку, но не давала пятая колонна. А потому, говорят, веди нас, главный батьку-гамадрил, в ваше светлое будущее. А «Фронт Гамадрилов» им отвечает: «Будет у вас красивая держава сознательных обезьян! Точно такая же, как в цивилизованном мире! Только с приматами во главе».
Этот текст был написан несколько лет назад, во времена позднего Ющенко, и в силу своей «неполиткорректности» не был нигде напечатан. Однако, надеюсь, и сегодняшнему читателю многое в нём будет понятно.
Количество безобразного – величина не постоянная. Подозреваю, что в украинской державе она растёт с каждым годом. Кривляющиеся безумцы с перекошенными лицами и мозгами лезут из каждой телевизионной щели. После недавних выборов этот процесс ускорился и стал принимать клинический характер.
Его яркие, хоть и не всегда совершенные, тексты отразили душевное состояние (тревоги, страхи, мечты) довольно заметной части населения Украины. До сих пор эта часть населения, выражая свои чувства и настроения, лишь бессильно скрипела зубами, вопила и плевалась. А вершиной её умственного развития была фраза «Україна для українців». Теперь подобное мироощущение обрело своеобразную эстетическую форму.
Отец отказался. И снова началась травля. Сначала в западной прессе, затем подключились и многие в Украине. Конечно, тем, кто представляет себе «розбудову духовності» только под патронатом американских покровителей, вряд ли могли понравиться жесткие оценки отцом происходящего в Украине: “Любов до України тільки декларувалася, її у наших чиновників – не густо. І зараз ми опинилися на гігантській купі світового сміття. Тим більше, понадіялися на західні демократії, мовляв, вони нам допоможуть. Насправді ж Захід зацікавлений, аби Україна, Росія, Бєларусь, Казахстан були економічно слабкими, залежними сировинними придатками. Я роблю висновок, що зараз Україна як організм знаходиться в стані клінічної смерті. Тобто, надія є. Але, щоб серце запрацювало, потрібні сильні реаніматори... Відновлюють козацтво, чіпляють дерев’яні шаблі, булавами обвішуються. Проте насправді це – містифікація, карикатура на козацтво. Перед Україною є вибір: стати нацією творців або руйнаторів. Зараз фактично ми руйнатори.
Кого мы знаем из киевских писателей? Уточню, что речь идёт не о как бы писателях, относительно которых говорится только об их успешности, а о тех, чьи произведения стали предметом активного читательского обсуждения. Кого мы знаем из писателей некиевского происхождения, но кто приехал в Киев и нашел там почву для реализации своего таланта? Опять-таки, речь не об искусственно раскручиваемых бездарных грантоедах. Ответ однозначен: никого! Таким образом, оказывается, что Киев как культурный центр и столица не выполняет своей миссии, состоящей в том, чтобы сосредотачивать в себе весь энергетический потенциал страны, реализовывать творческую энергию всех достойных её обладателей.
По какой же причине православие оказывается вдали от магистральных дорог, от мейнстрима русской поэзии, русской литературы вообще? Как ни странно, но ответ на этот, казалось бы, непростой вопрос лежит на поверхности. Православие – в силу своей «косности» и консервативности всегда почиталось реакционным в среде «передовой», «прогрессивной», либеральной российско-советской общественности. А именно эта общественность всегда была законодателем мод, определителем мейнстрима. Православие в их среде – в силу своей нелиберальности, непрогрессивности – всегда было не модным. И потому те из русских писателей, в ком православный взгляд на мир проявлялся особенно полно, как правило, задвигались во второй и третий ряд.
Последний фильм Сокурова начинается с крупного плана посиневшего полового члена мертвеца, в теле которого – в тщетных поисках души! – копаются Фауст с Вагнером. У Мефистофеля (по фильму – Ростовщика) между ног вообще пустое место, зато сзади – рудиментарный короткий отросток. Посему главным символом является здесь мертвый фаллос – что означает отсутствие вертикали, эрекции как энергетической полноты, как способности к новой жизни. Таким же безрадостным – лишенным истинного смысла – предстаёт пред нами и современный литературный процесс. Количественный фактор здесь резко преобладает над качественным, последний же из-за утраты истинных критериев и ориентиров вообще неопределим.
Совершенно неуместна аналогия также и с юродивыми (что также имело место в различных комментариях). Почему любили юродивых? От них, минуя какой-либо официоз вне законов рациональной логики по высшему наитию, шёл свет небесный. А что у нас? Независимо от политического подтекста, от идейного наполнения данного протеста налицо здесь не что иное как беснование у алтаря. Названные, с легкой руки того же Кураева, по-отечески ласково – «дурёхами», наши новоявленные «юродивые» гораздо больше соответствуют своему самоназванию – «бунтующие письки». И некая перевернутость здесь действительно наблюдается – «перевертыши», как сказал Кураев, только не в смысле скоморошества, а в смысле сатанизма.
Нынешний – не отягощённый духовным опытом – обыватель, конечно же, будет ратовать за полную свободу, за права человека, забывая при этом про собственные обязанности перед обществом и совершенно не учитывая того, что идея свободы таит в своих глубинах великую опасность. Дело в том, что абсолютная свобода по сути своей означает полную потерю каких-либо ориентиров и точек опоры – по той причине, что ориентир и точка опоры так или иначе ограничивает свободу – вынуждает двигаться по определённому пути и удерживает от свободного падения в никуда. То есть человек или общество, ориентируясь и опираясь на что-то, сознательно ограничивает собственную свободу.
Что же до так называемой «російської етнічної меншини», то в силу всего вышесказанного приходится признать, что таковой вообще не существует в природе, что это понятийное недоразумение. Поскольку национальные меньшинства – это малые народы либо представители национальностей других стран, то к «российскому» нацменьшинству на Украине можно отнести лишь тех, кто приехал из России, но не тех, кто здесь родился и русским является не потому что он из России, а потому что русского корня – неважно великорусского или малорусского. Так что это вовсе никакая не «меншина», а основообразующая часть народонаселения той страны, которая ныне называется Украиной.
Приходится только удивляться, что сегодня многие забыли одну простую вещь – то, что Путин – как бы пафосно это ни звучало – спаситель России. И этот тезис не вызовет ни малейшего сомнения у каждого, кто помнит, насколько жалкое и неприглядное зрелище являла собой Россия при Ельцине – то есть в допутинский либеральный период. Казалось бы, прошло каких-то полтора десятка лет, тем не менее, уже находятся люди, умудрившиеся всё забыть. Впрочем, это именно те, кто – живя в России и будучи её гражданами – в то же время пребывает в неком параллельном глобализированном пространстве, отчего интересы России для них – пустой звук. Поэтому они так скоры на подъём для участия во всех организованных из-за бугра якобы антипутинских, а на деле антироссийских акциях протеста.
Возникает вопрос: почему нынешние политические разногласия на Украине напоминают спор глухого с немым? Почему здесь всё не так как в других странах, где даже самые жёсткие и бескомпромиссные политические разногласия – к примеру, тех же католиков и гугенотов во Франции – имеют под собой логически чёткие и понятные основания? Почему на Украине на всём лежит печать академиков из Лагадо: здание исторической науки пытаются строить, начиная с крыши и заканчивая фундаментом, цвета и краски различают и систематизируют под руководством слепорождённых, «патриотический сироп» изготавливают из политических нечистот? Почему в украинской ситуации политический посыл подобно некому болезнетворному вирусу заражает и выхолащивает всё вокруг – науку, культуру, искусство?
Откуда взялся украинец?! Казалось бы, никаких предпосылок к его появлению история, не даёт. Но дело в том, что украинское мышление настроено совершенно особым образом и украинскую идею оно проводит не из прошлого в настоящее, а наоборот – из настоящего в прошлое. Вот и получается, что она – украинская идея – пытается подчинить себе прошлое – то прошлое, где ее не было и где для нее нет места. И в этом случае единственной зацепкой может служить только географический фактор. Подбирание всех, кто так или иначе связан с этой территорией. Получается, что Украина – не более чем территория! И собранная Петром Ющенко галерея «Українці в світі» – не что иное как собрание разрозненных исторических эпизодов и персоналий, связанных не какой-то общей идеей, а Украиной-территорией, которая является местом рождения персонажей либо местом событий.
Будучи воплощённым богом Солнца – Солнцем русской поэзии – коим его делали «священные жертвы Аполлону» – он говорит одно, будучи же без этих жертв «ничтожнейшим из ничтожных» – прямо противоположное. Как результат столкновения взаимоисключающих элементов – божественного с карликовым, вещества с антивеществом – происходит процесс аннигиляции. Посему – дабы избегнуть оной – следует вывод: нельзя смотреть на мир русской словесности сквозь призму пушкинского глаза!
Весь путь, пройденный западной литературой – от античных классиков через средневековую и ренессансную литературу и вплоть до просветительства и сентиментализма – русские классицисты попытались реализовать в одночасье! И в этом факте – и мы это докажем! – кроется нечто беспрецедентно-гениальное, что, к сожалению – вследствие отсутствия перспективы – не могли уразуметь русские романтики. Всё богатство западной литературы, создаваемое веками, ослепляло их подобно солнцу – и что по сравнению с грандиозным этим наследием творения русских классицистов, созданные за каких-нибудь 50 последних лет?!